понедельник - четверг с 09:30 до 16:00, перерыв с 12:30 до 13:45
Как происходит процесс рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной?
Как происходит процесс рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений связанных с определением кадастровой стоимости?
Как происходит процесс рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости?
Как сведения из ЕГРН влияют на кадастровую стоимость?
Кадастровая стоимость – это стоимость, определенная в отношении объектов недвижимости методами массовой оценки, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, в соответствии с методическими указаниями.
Кадастровая стоимость необходима для целей налогообложения, определения величины государственной пошлины при совершении нотариальных действий в отношении наследуемого имущества, а также для расчета выкупной стоимости и арендных платежей за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Кадастровая стоимость может использоваться при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки, а также при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов в случае возникновения спора о стоимости этого имущества.
На величину кадастровой стоимости влияют количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на дату проведения кадастровой оценки. При этом, в ходе проведения государственной кадастровой оценки сведения о характеристиках могут быть не учтены в связи с отсутствием соответствующей информации о них в ЕГРН или учтены некорректно в связи с ошибками в сведениях ЕГРН.
Проверить сведения об объекте недвижимости можно заказав Выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Выписка из ЕГРН — это единственный документ, который дает полную информацию об объекте недвижимости и его правообладателе, а также ограничениях и обременениях прав.
Куда обращаться, если Вы обнаружили ошибку в сведениях ЕГРН?
Подать заявление на исправление ошибки можно разными способами:
Понадобятся:
Собственник объекта недвижимости должен внимательно проверять все сведения о характеристиках объекта недвижимости при постановке на кадастровый учет и регистрации прав на недвижимость, а также проверить правильность данных сведений, внесенных в ЕГРН.
От полноты и качества сведений ЕГРН зависит, в том числе, и будущее налогообложение.
В чем существенно отличается новая государственная кадастровая оценка от предыдущей, чьи результаты, как показала практика оспаривания, оказались некорректны? Останутся ли довольны правообладатели новой кадастровой стоимостью?
Отличий много, и по порядку проведения оценки, и по требованию к специалистам, осуществляющим определение кадастровой стоимости, и по урегулированию споров связанных с оценкой объектов недвижимости.
Важным отличием является установление публичной части рассмотрения промежуточных отчетных документов, позволяющее до утверждения отчета собственнику недвижимости высказать свои замечания и подать декларацию о характеристиках объекта недвижимости.
Не секрет, что в результате перехода на ЕГРН данные об объектах недвижимости имеют некорректные значения, а это в немалой степени влияет на определение справедливой кадастровой стоимости.
Поэтому законодатель и предусмотрел возможность для собственников до утверждения результатов повлиять на кадастровую стоимость.
Законодательство о государственной кадастровой оценки формирует условия позволяющие обеспечить экономический баланс интересов между обществом и собственниками объектов недвижимости, качество результатов оценки, от которого напрямую зависит экономическая обоснованность и справедливость налогообложения недвижимости.
А на вопрос «Останутся ли довольны правообладатели новой кадастровой стоимостью?» хотелось бы отметить, что кадастровая стоимость должна быть не выше рыночной стоимости и не ниже ценности использования объекта недвижимости по его функциональному назначению, вот это и есть диапазон кадастровой стоимости. Смещение величины стоимости внутри диапазона зависит от различных ценообразующих факторов (местоположение, транспортная доступность, износ, материал стен и так далее).
Для чего правообладателю подавать Декларацию?
Кто вправе подать Декларацию?
Подать Декларацию вправе юридические и физические лица, являющиеся правообладателями или представителями правообладателей объектов недвижимости. В список таких лиц входят:
Когда я могу подать Декларацию о характеристиках объекта недвижимости?
Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определены три периода приема деклараций о характеристиках объектов недвижимости:
Какие документы могут быть приложены к Декларации для подтверждения сведений о наличии или возможности подключения к инженерным сетям.
Какой документ может выступать в качестве подтверждающего документа о фактическом использовании земельного участка при заполнении Декларации?
Примерный перечень документов, подтверждающих фактическое использование земельного участка:
При заполнении Декларации о земельном участке необходимо указать такую характеристику, как показатель состояния почв, где брать данные сведения и каким документом можно подтвердить достоверность сведений?
Работы по определению состояния почвы и грунта на территории Камчатского края проводятся следующими учреждениями:
По итогам проведения анализа состояния почвы выдается соответствующее заключение, включающее в себя анализ показателей химического, физического, биологического, санитарно-бактериологического состояния почв, а также эрозионного воздействия на почвы. Данное заключение прикладывается к Декларации в качестве подтверждения указанных в ней сведений.
Как узнать кадастровую стоимость своего объекта недвижимости?
Получить сведения об актуальной кадастровой стоимости можно из фонда данных государственной кадастровой оценки на сайте Росреестра.
Проводите ли вы кадастровую оценку по заявлению правообладателя?
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края. Таким образом, КГБУ «КГКО» не проводит индивидуальную кадастровую оценку объектов недвижимости.
Куда обращаться в случае несогласия с действующей в настоящее время кадастровой стоимостью своего объекта недвижимости?
В настоящий момент, на территории Камчатского края утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении земельных участков категорий земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда на территории Камчатского края.
В случае несогласия с кадастровой стоимостью указанных объектов недвижимости правообладатель вправе обратиться за разъяснениями, связанными с определением кадастровой стоимостью в КГБУ «КГКО». Подробная информация о предоставлении разъяснений размещена на нашем официальном сайте во вкладке «Деятельность», раздел «Разъяснения»
В случае несогласия с кадастровой стоимостью объекта недвижимости, определенной в рамках ранее проведенным на территории Камчатского края государственных кадастровых оценок, необходимо обращаться в Управление Росреестра по Камчатскому краю.
Как изменить вид разрешенного использования и какими нормативными правовыми актами это регулируется?
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки, правообладатель земельного участка (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) может самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства Российской Федерации.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 статьи 39 ГрК РФ рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.
Налог при продаже земельного участка. Проблематика и пути ее решения
Доходы, полученные лицами от продажи земельных участков, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Доходы от продажи земельного участка освобождаются от налогообложения и не подлежат обязательному декларированию в случае, если продаваемый участок находится в собственности не менее пяти лет или трех лет, полученного по наследству или договору дарения от члена семьи или близкого родственника.
В остальных случаях, при определении налогооблагаемого дохода учитывается кадастровая стоимость недвижимости, внесенная в Едином государственном реестре недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на проданный объект.
Зачастую, в «официальном» договоре устанавливается цена, которая в несколько раз ниже рыночной, поэтому следует учитывать следующие особенности определения налоговой базы:
Напоминаем, что в 2022 году проведена государственная кадастровая оценка в отношении 120 415 земельных участков на территории Камчатского края, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости. Результаты определения кадастровой стоимости утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 26.10.2022 № П-39 и вступили в силу с 01.01.2023.
В Учреждение обращаются продавцы земельных участков (в основном дачных участков), совершившие сделку и получившие уведомление от налоговых органов с требованием об уплате налогов. В своих обращениях продавцы просят снизить кадастровую стоимость на земельный участок, но такие требования не основаны на нормах, установленных законодательством о государственной кадастровой оценке
В случае несогласия с кадастровой стоимостью существуют следующие способы обращения в Учреждение:
Рассмотрение Заявлений и предоставление Разъяснений предоставляются без взимания платы.
Обращаем Ваше внимание, по результатам рассмотрения разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в случае выявления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, такие ошибки подлежат исправлению по решению Учреждения. При этом, кадастровая стоимость может быть пересмотрена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Характеристики здания, сооружения, объекта незавершенного строительства
Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) содержит сведения обо всех объектах недвижимости, поставленных на кадастровый учет, которые учитываются при проведении государственной кадастровой оценки. В ходе анализа этих сведений, специалистами Учреждения выявлено большое количество противоречивой, неполной и отсутствующей информации о характеристиках объектов недвижимости. Учет таких сведений при проведении государственной кадастровой оценки приводит к искажению кадастровой стоимости, и как следствие, к расчету некорректного налога на имущество, налогооблагаемой базой которого является кадастровая стоимость.
Одним из способов учета достоверных и полных сведений об объектах недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки является предоставление правообладателем Декларации о характеристиках объектах недвижимости здесь, которая позволяет уточнить такие характеристики, как например:
Лучше предотвратить ошибку, чем потом ее исправлять
В первом полугодии 2022 года в Камчатскую государственную кадастровую оценку поступило 19 заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (одно заявление один объект). В отношении 13 заявлений принято решение произвести пересчет в связи с наличием ошибок.
Причинами ошибок послужили:
и лучше предотвратить возникновение ошибок, чем потом их исправлять.
Собственник объекта недвижимости должен рачительно отнестись к документам (исполнительной документации) в отношение его объекта недвижимости и сведениям, внесенным в ЕГРН.
Заранее информировать Камчатскую государственную кадастровую оценку об особенностях объекта недвижимости путем подачи декларации.
Напоминаем, что в 2023 году проводится государственная кадастровая оценка в отношении ВСЕХ зданий, сооружений, помещений зарегистрированных в ЕГРН.
В какие сроки устанавливается кадастровая стоимость для нового и измененного объекта недвижимости?
Если Вы поставили на кадастровый учет новый объект недвижимости или внесли изменения в его основные характеристики, то запускается автоматизированный процесс определения кадастровой стоимости (статья 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
На схеме ниже представлены сроки и порядок взаимодействия Росреестра с КГБУ «КГКО»:
Если по истечению указанных сроков с момента внесения изменений в ЕГРН кадастровая стоимость у объекта недвижимости не установлена, то Вам необходимо обращаться в Росреестр, так как сведения об объекта недвижимости поступают именно от них.
Результаты определения кадастровой стоимости размещаются в разделе " «Акты об определении кадастровой стоимости»".
Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?
На территории Камчатского края встречаются объекты недвижимости категории индивидуальной жилищной застройки, которые из-за ветхости не подлежат восстановлению. Собственникам таких объектов недвижимости важно подумать о последствиях их учета:
В соответствии с действующим законодательством снятие объектов недвижимости с кадастрового учета выполняется при прекращении существования объекта недвижимости, например, при сносе здания, сооружения, их гибели при пожаре.
Для этого собственнику следует обратиться в Росреестр или МФЦ со следующими документами:
Правоустанавливающие документы на объект недвижимости можно получить в Краевом государственном бюджетном учреждении «Камчатская государственная кадастровая оценка» по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 19.
Снятие с кадастрового учета подтверждается выпиской из ЕГРН и осуществляется бесплатно.